On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
ПРИВЕТ! ЭТО МЕСТО ОБЩЕНИЯ ТУРОЧАКЦЕВ, НЕ РАВНОДУШНЫХ К ЖИЗНИ НАШЕГО СЕЛА. РЕГИСТРИРУЙСЯ - И ТЫ С НАМИ. ХОЧЕШЬ - ЧИТАЙ, ХОЧЕШЬ - ПИШИ, ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ТЫ УЧАСТВОВАЛ, ВЕДЬ БЕЗ ТЕБЯ ВСЕ БУДЕТ ИНАЧЕ! ПИШИ СПОКОЙНО И ЗДРАВО - ВЕДЬ НАША ПРИРОДА НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ. Т Е Р П Е Н И Я И У Д А Ч И!

АвторСообщение
постоянный участник


Сообщение: 7
Зарегистрирован: 24.09.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.10 13:31. Заголовок: Православные приходы и миссионерские станы Северного Алтая


Кебезенский миссионерский стан.

Кебезенское миссионерское отделение появляется собственно с открытием Кебезенского миссионерского стана, стараниями протоиерея Стефана (Ландышева) в 1857г. Посетивший Кебезень в 1862 году, Радлов отмечал, что селение состоит из нескольких аилов алтайцев и двух русских семей. Для сравнения в начале XX века в Кебезени проживало уже 147 человек. Первоначально была, обустроена миссионерская походная церковь. Только в 1882 г. стараниями прихожан и на средства купца П. Тренихина построили храм во имя Покрова Божьей Матери. Освятил ее епископ Бийский Владимир, начальник Алтайской Духовной Миссии, Томской епархии.
Деревянное здание церкви – «крестового» типа, имеет одну колокольню, с престолом во имя Покрова Божьей Матери. Внутреннее убранство составляло: иконостас, храмовые иконы, одно паникадило и праздничные подсвечники. Из алтарного убранства согласно клировым записям, имелось: шесть священнических облачений, три дьяконских, один потир со всеми принадлежностями, четыре напрестольных Евангелия и три напрестольных креста.
В соответствии с указом Священного Синода от 14 марта 1885г. № 2735 при церкви положен притч: священник, диакон и два псаломщика, но в силу обстоятельств, притч состоял из трех священников и псаломщика. Для церковнослужителей имелись дома, построенные на средства миссии, но требующие ремонта. Притч получал жалование из средств миссии. С 12 мая 1891г. сформировано приходское попечительство во главе со священником миссионерского отделения в количестве 19 человек. Председатель попечительства местный миссионер. В среднем в течение года в Покровской церкви совершалось 55 литургий.
Церковные старосты утверждались на первые трехлетия. Так в 1905г. церковным старостой Кебезенской Покровской церкви утвержден грамотный инородец первой Чуйской волости Кирилл Герасимович Ятачинов. Примечательно, что даже просфирней заведовал отдельный служащий, получавший жалование в размере 20 рублей.
Так, как церковь Покрова Божьей Матери села Кебезень, являлась миссионерским отделением Алтайской Духовной миссии, то к ней были приписаны миссионерские станы: Казанская церковь в с. Ынырга, Никольская церковь в селе Турочак, Рождественская церковь в с. Гурьяновка, (впоследствии Гурьяновский миссионерский стан опекался священником – миссионером, проживающим в Курмач-Байголе). Кроме того, монастырское подворье в с. Артыбаш и молитвенные дома в селе Никольское и по реке Пыже. В селе Никольское молитвенный дом построен мещанином Л.И. Огородовым в 1885г. В среднем в этом молитвенном доме за год совершалось до пяти литургий. В отличие от села Никольское, молитвенный дом по реке Пыже построен на средства миссии в 1897г. В среднем за год совершалась одна литургия. Обоими молитвенными домами заведовал Кебезенский священник – миссионер. В силу удаленности и малочисленности прихода самостоятельных старост не утверждали. Одним из известных священников - миссионеров Кебезенского миссионерского отделения являлся иеромонах Дометиан (Коновалов), служивший в 60 – 70 гг. XIX века. В своих записках в целом отмечал о желании креститься «черневых татар», но существовали все категории алтайцев по отношению к крещению уже названных выше. Один из известных случаев, когда некрещенные кебезенцы в качестве мести за крещение сожгли у новокрещенной женщины юрту со всем имуществом60, или же воспоминание Михаила Чевалкова бывшее на обеде у зайсана Орожока: «…гости,…посидевши несколько времени … хотят бить Тибана за то, что он хочет креститься, Тибан, взглянувши на меня, сказал: «Ради Бога на небе и царя на земле я хочу креститься, - они меня за это хотят бить; ради Бога, вступитесь за меня». Тогда я сказал: «Вы его не троньте; если вы побьете его, я подам бумагу в суд». Зайсан сказал: «Добром говорите, и не троньте его». После этого некоторые из них начали Тибана обнимать и целовать, а другие просто сели».
Одним из направлений деятельности миссионерского отделения, для чего оно и создавалось, конечно же, являлось распространение православного христианства среди алтайцев и укрепление веры у русских переселенцев. Для достижения данной цели при миссионерских станах открывались миссионерские школы, школьные и миссионерские библиотеки.
При Покровском храме организована миссионерская библиотека с имеющимися в них книгами в количестве 268 томов. До 20 – х гг. в Кебезенском отделении миссии находилось три миссионерских школы: Кебезенская, Турочакская и Ыныргинская.
Кебезенская школа открылась в 1867 году, примечательно, что она помещалась в миссионерском доме и содержалась на средства миссии. Преподавание предметов велось на русском и алтайском языках. В среднем ней обучалось до 25 учащихся, с преобладанием мальчиков в 1905-1906 уч. гг. в школе обучалось 14 мальчиков и 7 девочек. Но охват обучающихся оставлял желать лучшего. Так согласно отчету Миссии в 1889/90 учебном году в Кебезенской школе из 84 детей обучалось 12 ребят. Практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, а так же, совместное обучение русских и алтайских детей. Кроме миссионерской библиотеки в школе при содействии миссионерского отделения организована своя собственная школьная библиотека. Книжный фонд данной библиотеки, составлял до 130 томов.
Из архивных же, материалов автор данной работы определил имена работавших учителями миссионерских школ. Одним из них являлся учитель Кебезенской школы и он же исполняющий обязанности псаломщика Иван Филиппович Тюмиков, – сын псаломщика Филиппа Захарьевича Тюмикова, обучался в Алтайском Катехизаторском училище. По окончании, которого в 1897г. определен учителем в Чемальское отделение миссии. Согласно прошению, в 1902г. переведен учителем в село Кебезень, но указом Томской Духовной консистории в 1905г. назначен псаломщиком на штатную вакансию Кебезенской Покровской церкви. Куда прибыл с женой Екатериной Федоровной и двумя детьми: Петром и Павлом.
Его отец Филипп Захарьевич Тюмиков сын инородца, долгое время служил псаломщиком в Алтайской Духовной миссии. Обучался в Улалинском миссионерском училище. По окончании училища в 1878г., его определили учителем в Улалинское миссионерское училище. С 1880г. по 1887г. по распоряжению Начальника миссии, несколько раз переводился на штатные вакансии псаломщика в Черно-Ануйский стан миссии и учителем в Усть-Кан и село Кебезень, пока не был переведен в 1893г. на штатную вакансию псаломщика в Кебезенский стан миссии. В 1887г. согласно прошению принят в духовное звание.
Филипп Захарьевич женат дважды. Дети от первого брака: Иван, Василий, Зоя, Петр, Варвара, Клавдия. Вторая жена Мария Яковлевна, без образования. Имеются дети от второго брака: Михаил и Елизавета. Многие из детей впоследствии определили свой путь и покинули родительский дом. Второй сын Василий Захарьевич состоял учителем в поселке Покровском Усть-Каменогорского уезда, Омской епархии. Зинаида и Клавдия воспитывались в миссионерском приюте, при Улалинском женском монастыре. Нужно отметить, что учителей «перебрасывали с места на место», даже в начале или середине учебного года. Ученики не успевали привыкнуть к одному учителю, его заменял другой. Конечно же это сказывалось на прохождении и усвоении учебных программ.
В Кебезенском миссионерском отделении своей проповедью известен Михаил Чевалков. Несколько подробнее о нем. Первый священник, выходец из коренного алтайского населения. Родился ок. 1817г. В шестнадцать лет принял святое крещение от архимандрита Макария (Глухарева) и с этого времени помогал миссионерам в переводческой деятельности. По воспоминаниям современников был прекрасным проповедником, мог в течение нескольких часов вести увлекательную беседу, не пользуясь текстами. Активно участвовал в присоединении к России алтайских двоеданцев. В 1870г. принял диаконский, а в 1877г. священнический сан. Служил в различных станах миссии. По праву считается первым алтайским писателем. Наиболее известное произведение – «Памятное завещание» (первое издание – в 1894г.). Умер в 1901г. Его могила находится у алтаря Онгудайского Успенского храма63. Как уже упоминалось выше, по долгу службы бывал в разных уголках Горного Алтая и при всяком удобном случае вел душеспасительные беседы. Кебезенский миссионерский стан не стал исключением: «Переправившись через Бию, приехали в Кебезень и там ночевали. Там было три двора русских и два дома новокрещенных. По речкам, вытекающим из гор, с восточной стороны от Кебезеня, кочует Тиргешское (Кергешское) племя. Эти Тиргешские инородцы народ чистый – воровства у них нет… кочуют день, по ночам неводят рыбу…
По пути заехали в юрту Тадужека, жившего на берегу озера. В юрте сидел один старик с седой трясущейся головой. «Дед! Сколько тебе лет?» - спросил я. Старик сказал мне: «97 лет». Сколько же еще ты, старец, проживешь? Старец сказал: «Сын мой! Долго ли еще уж теперь жить!». Может быть, сегодня умру, а если не сегодня, то завтра. Разве ты не видишь, меня? Я сижу на самом краю могильной ямы, сижу и каждый день жду смерти. Я сказал: «Ты встретишь смерть, а после смерти, где будешь жить? Расскажи мне, почтенный старец». Старик сказал: «Откуда мне знать, сын мой? Мы выросли, как полевые звери, вот вам-то лучше знать; ведь вы читаете Божьи книги и будете с Богом». Я ответил ему: «Пожалуй, я расскажу тебе из Божьей книги, поверишь ли ты?». Старик сказал: «Чему же больше верить, как не Божьему слову?». И я сказал: « Един Бог – Иисус Христос, который создал небо и землю, и все дышащее, и всех людей. Кроме него, никакого Бога нет, кто в него не верует, тот не может войти в Его блистающий свет, исполненный блаженства, ибо Бог есть величайший Свет, величайшее благо. Свет его никогда не меркнет, блаженство его никогда не оскудеет, но существует всегда, вечно и превечно. Те люди, которые в него не веруют, не могут жить в Его блаженном свете». Тогда старик сказал: «И мы тоже веруем в бога, а также в Азу». Я сказал: «В какого же Бога вы веруете, как имя его – скажи мне?». Старик сказал: «Мы покланяемся и жертвы приносим Алтай-хану, небу-хану, а также приносим хлебные жертвы
жертвы высоким горам и рекам, которые кормят нас, как матери». Я спросил: «Кто же из них больше всех?». Старик ответил: «Больше всех – отец всех – Богатый Улегень, а за ним – Эрлик». Я сказал: «Итак, ваша душа, которому из них достанется?». Старик ответил: «Мы пойдем к общему, отцу, прадеду Эрлику». Я сказал: «А прочие так ни с чем и останутся?».
Старик рассмеялся и сказал: «Ведь этот народ произошел от праотца Эрлика; конечно к нему и пойдут, ибо от него произошли все люди; мы – потомство его, где он будет, там и мы». Я сказал: «Эрлик – не Бог, и Ульгень – не Бог; Един Бог, создавший все видимое и невидимое есть Иисус Христос, а все прочие – не боги. Вы поклоняетесь горам и водам, - они не боги, но творение Истинного Бога. Поэтому, вам вместо того, чтобы поклоняться твари, следует поклоняться Господу Богу Иисусу Христу, создавшему эти горы и воды и за все Его благословлять».
Старик сказал: «Как же Ему надобно молиться? Так объясни нам». Я ответил: «Боже мой, Иисусе Христе, Ты создал всякую реку, все высоты гор. Ты создал и небо, и землю, и все, то что в них, будь Ты благословен! – Так надобно молиться!» старик молчал, а я еще сказал: «Если бы кто-нибудь устроил человеку дом, полный всяких сокровищ, то получивший его, кого бы за это стал благодарить – стал ли он дом благодарить, или того, кто дал этот дом?» старик ответил: «Конечно, не дом же будет благодарить, а того, кто дал этот дом». Я сказал: «Почему же вы приносите благодарение небу и земле, и всему, что на них есть, а не благодарите Бога, который создал их?
Старик ответил: «Мы подобны зверям, которые живут и растут в поле: что мы знаем? Вот вы это знаете, которые держите в руках Божии книги и с Богом беседуете: Я сказал: «Ты крестись и будешь, как чадо Божие: Бог даст тебе блаженный свет». Он сказал: «Если хочешь ты крестить меня, то я скажи мне, что значит крещение». И, сказавши это, прибавил: - Я думаю, что если и не крещусь, но по твоему наставлению буду молиться Христу Богу, то буду угоден Богу». Я ответил: «Сам Бог сказал: кто не родится снова от воды и Духа, тот не войдет в свет Божий, в Царство Небесное».
Старик ответил: «Как же это от воды родиться? Скажи мне, сын мой». Я ответил: «Истинный Бог Иисус Христос за грехи всех народов сошел с небес на землю и во чреве святой Девы принял на себя тело человеческое, был распят на кресте, умер, в третий день воскрес из мертвых и потом, поживши на земле 40 дней, взошел на небеса: поэтому, когда человек в образ тридневной смерти и погребения троекратно погружается в воду во имя Божье, то он снова рождается от воды и от Святого Духа; таким образом возрожденная душа человека сияет Божьим светом, уподобляясь Богу, ибо сей крестившийся человек облекается во Христа; поэтому он делается подобным Сыну Божьему».
Старик сказал: «За какую же вину некрещенные люди не войдут в свет Божий?» тогда я рассказал ему все, начиная от Адама, о их грехопадении, о рождении Иисуса Христа, о том, как Он страдал, как по воскресении в третий день в сороковой день взошел на небеса, как опять придет на землю в последний век судить живых и мертвых. Старик, все это выслушавши со вниманием, сказал: «Сегодня или завтра я умру, сын мой: здесь без священника кто меня окрестит?» я ответил: «С попутным человеком я пошлю к священнику письмо, а ты пока здесь учи молитвы». Старик сказал: «Ты дай мне свой крест, который будет для меня Божьим знамением». Я возложил на него свой крест и несколько поучил его молиться Богу.
Отправившись оттуда, я прибыл в свой стан на озеро. Когда я добывал там рыбу, из Кебезеня отец Стефан прислал за мной человека звать к себе. Когда я приехал, он сказал: «Когда я хотел крестить этого старика - Улуштея, которого ты приготовлял к крещению, то он мне сказал: «Я дотоле не крещусь, пока не прийдет тот, кто дал мне крест»; поэтому-то я послал за тобой». Тогда я спросил у старика: «Почему ты от этого священника не крестишься?» Старик ответил: «Этого священника я прежде не видывал и удержался креститься, думая, не хочет ли меня крестить какой-нибудь ложный священник».
Я сказал: «Это наш старший Улалинский священник отец Стефан». Он сказал: «Ну, крестите». И о. Стефан окрестил его, назвав его Петром». Чевалков параллельно с проповедью, занимался и оспопрививанием, являлся свидетелем плачевного медицинского обслуживания в Северном Алтае: «достигли устья одной речки, называемой Яйлю - ашу, впадающей в Телецкое озеро. Место здесь - плоскогорье, покрытое большей частью мелким березником. Я спросил артуашских жителей: «От чего здесь по Яйлю – ашу растет этот густой и красивый березник?» Они сказали: «Прежде здесь жили тюргешцы, потом начали многие из ниъх умирать от горячки. Спасаясь от этого, они переехали ниже по Телецкому озеру на Артуаш…».
На Кебезенский миссионерский стан ощущалось влияние Чулышманского Благовещенского монастыря, главным условием жизни на монастырской земле для инородцев отказ от язычества и крещение. Чтобы это условие выполнялось успешнее на монастырских землях, на берегах Телецкого озера у села Артыбаш были поставлены кресты , вблизи которых было запрещено совершать шаманские обряды. Некоторые исследователи усматривают в этом один из способов захвата земель у алтайцев. Но к 1913 году земли принадлежащие церквям и монастырям составляли от всех угодий всего 0,2%, из них 0,1% - неудобия.
Кебезенский миссионерский стан, через монастырское подворье в с. Артыбаш, водным путем связывался с монастырями Чулышманской долины.
Первый известный нам пароход для сообщения с монастырями Чолышманской долины по истоку Бии и Телецкому озеру, появился в 1907 году и назывался он «Шеф». Судно было построено в 1900 году на верфях Стокгольма в Швейцарии и в 1907 году подарено императрицей Александрой Федоровной, женой императора Николая II, Чолышманскому мужскому монастырю в селе Балыкча. Служило это судно верой и правдой до 1944, и в 1951 году было демонтировано. От судна сохранился лишь старый паровой котел, и по сей день, находящийся в селе Яйлю.
Одновременно с появлением «Шефа» в 1903г. епископ Томский Макарий (Невский) в свое время возглавлявший Алтайскую Духовную Миссию, обращался с письмом к Его Высокопревосходительству господину министру путей сообщения с просьбой предоставить для нужд Миссии еще один пароход.
Действительно, пароход был нужен, жизнь миссионера была нелегка. Вот что писал Макарий, сам познавший трудности такой жизни: «Случается иногда, что миссионеру для достижения какого-либо пункта является необходимость применять разные способы передвижения: верхом на лошади, пешком по камням или на лодке. Но и таковые способы передвижения не всегда и не везде возможны. Есть местности, где миссионеры и юная паства их бывали совершенно заперты, разобщены с остальным миром почти треть года». Примером такого положения Макарий считал дело Алтайской Духовной миссии на Телецком озере.
В юго-восточной части Алтая среди отрогов Саянского хребта находится озеро Телецкое (Алтын-кёль). В него впадают быстрые и многоводные реки: Чолышман, Соез с Башкаусом, Камча и множество других горных речек, часть падает в озеро с огромной высоты, а из озера получает свое начало река Бия. Длина Телецкого озера 100, ширина от 3 до 8 верст, глубина до семидесяти сажен. Берега большей частью скалисты. Озеро это во всю длину свою лежит на пути в миссионерский чолышманский мужской монастырь Благовещенский и миссионерский стан Усть-Башкаус. Берега озера, для какого бы то ни было путешествия недостаточны, один путь – озеро. Но оно бушует и осенью и зимой, застывает не каждый год, иногда – через 2,3 года. Служебная нужда заставляла миссионера в бурю плыть. Отец Макарий (Чевалков) вспоминал:
«Живя в Чолышмане, я каждый год в январе месяце ездил в Улалу на общее собрание миссионеров. В Улалу ездил через Телецкое озеро на лодке. Это озеро зимами бывает весьма бурно и днем, и ночью. Берега этого озера окаймлены горными утесами, так что нельзя ни на лошади проехать, ни пешком пройти, а на озере была сплошная буря. Переезжая через это бурное озеро, я два раза милостью Божьей был сохранен им от смерти.
Однажды на обратном пути из Улалы в Чолышман, переезжая озеро, мы доплыли до Кугана. Далее этого ехать было нельзя; мы вошли в пещеру и там прожили 16 суток. Озеро страшно волновалось. Запас наш истощался, мы стали употреблять его помаленьку. Двое спутников моих плакали. Я, видя их слезы, укреплял и утешал их, а в то же время тайно от них ночью молился, прося у Бога помощи. Милосердный Господь услышал нашу грешную молитву, не дал нам умереть. На 17 день волнение озера стало утихать. Мы помолились Богу и отправились на лодке. В дороге, переночевав одну ночь, прибыли в Чолышман. После этого два дня питались только чаем. На другой год снова на обратном пути из Улалы в Чолышман, проезжая озеро, в той же пещере провели 20 суток. Запасу у нас осталось на дня два, а может и того меньше. Работники мои и псаломщик готовы были плакать, а я опять тайно от них молился. В один день, поднявшись рано, я посмотрел и увидел, что озеро ночью замерзло. Я попробовал лед около берега и нашел, что поднять человека не может. Еще ночевали. Смотрю, озеро крепко замерзло, а ветер дул по направлению к Чолышману. Мы взошли на гору, я оттуда увидел, что озеро замерзло верст на двадцать, а далее на таком же пространстве не замерзло. Мы, не имея возможности провести лодку до того места, где озеро не замерзло, Из палатки нашей сделали к лодке парус и столкнули лодку на лед, и когда стали двигать ее по льду, то она легко пошла. По мере того, как усиливался ветер, лодка двигалась быстрее и быстрее. Мы уже стали ее сдерживать, а для этого привязали к ней веревки, мы бежали вслед за ней. Когда прибыли к тому месту, где вода не замерзла, – мы сварили и напились чаю.
После этого, когда мы спустили лодку на озеро и поплыли, вдруг поднялся ветер с туманом и снегом. На озере поднялась большая буря. К тому же и берега были не видны. Мы сбились с пути. В таком беспомощном положении мы отдались на волю Божью, не стали грести и дали лодке свободу. Когда ветром забило нашу лодку в сплошной лед, спутники мои стали кричать и плакать. Некоторые говорили: «Дно золотого озера, будет гробом, где лягут наши кости». Повторяя это, они легли на дно лодки, а волны со льдом били лодку с обеих сторон. Я весьма опасался, что лодку скоро разобьет. Сверх того, плач спутников моих трогал мое сердце, и я весьма скорбел. В это время в мыслях моих мне представился, как бы воочию Святитель Николай и припомнилась мне его помощь в прежнее время, ибо он, когда я неводил прежде, дважды мне помог. Тогда я дал обещание поставить в честь его на берегу озера молитвенный дом. С того прошло уже много времени, а я обещания своего все еще не исполнил.
Вспомнив теперь об этом, я стал молиться Святителю Николаю: « Если теперь буду спасен от смерти, то здесь на берегу озера, в честь твоего имени поставлю молитвенный дом». Между тем лодка наша вошла в лед почти на тридцать сажен. С каждым напором ветра она двигалась все дальше и дальше. Помолившись Святителю Николаю, я увидел, что лед от носа нашей лодки стал раздвигаться надвое. Впереди лодки озеро очистилось ото льда узкой полоской до самого того места, где уже не было льда, – и вдруг открылся путь, подобно просеке среди густого леса. Лед шел против ветра. При виде такого чуда, жар проник в тело мое: я был в трепете, гортань онемела, Я долго ничего не мог проговорить. Потом сказал спутникам: «Вставайте не плачьте, Бог нам помог». Они поднялись и молча перекрестились. Я направил нос лодки в очистившееся ото льда место, и лодка сама стала туда двигаться. Работники мои взяли весла и хотели, было грести, но я запретил им это делать, – запретил для того, чтобы они видели милость Божью. Мы нисколько не греблись, а лодка сама будто двигалась на веслах, плыла и вышла изо льда. Мы оглянулись назад: открывшаяся дорожка, которую мы проехали, опять сошлась в массу сплошного льда.
Пока мы стояли в раздумье, по какому направлению нам теперь плыть, – пространство очистилось от тумана и снега, и показались берега Бели; туда мы и направились плыть водою. Так, по милосердию Божьему, с помощью Святителя Николая, мы вышли на берег Бели. Пока там варили и пили чай, никто из нас ни одного слова не проговорил. Через некоторое время я сказал: «Ребята! Видели ли вы это чудо?». Жена моего работника ответила: «Если кто из нас скажет, что в этот день я не видела чудесной помощи Божьей, да накажет его Бог». Другие сказали: «Конечно, это чудо мы не забудем во всю жизнь нашу». В этот день, переночевав, при Божьей помощи переправились через озеро, и вышли в Карсае, это на устье Чолышмана. Пока ехали до дому, мы чувствовали в душе скорбь, как будто обвиненные в чем. На второй год, исполнил мое обещание, я выстроил во имя Святителя Николая молитвенный дом, в котором есть и престол. Пока строил этот дом, все язычники, там жившие, уверовали в Бога и крестились. Некоторых из них крестил Преосвященный Макарий. Всех крещенных там более сотни».
Именно климатический нрав Телецкого озера заставил Макария Невского просить о выделении парохода миссионерам. С этой целью предлагали они приобрести в ст. паровую лодку, небольшую футов около 40, в 6-12 сил. Их смущала только дороговизна доставки лодки, железнодорожная перевозка от Санкт – Петербурга до Оби. Недостаток средств личных его и миссионерских не позволял им привести в исполнение это давнишнее желание. Долгих восемь лет пришлось ждать Алтайской миссии, пока доставили на Телецкое озеро пароход.
От Бийска пароход без паровой машины тянули вверх по Бии при помощи тягловых лошадей. Жители прибрежных сел: Дмитриевка, Удаловка, Сайдып, Огни, Тондошка и др. принимали активное участие в этом непростом деле. Только в 1915г. груз прибыл.
Здесь произошла история достойная наших дней. В письме Макария из Москвы сказано: «Меня тревожат только противоречивые известия о катере. Вы сообщаете, что катер направлен Люнохиным, и представлен им счет на произведенные им работы. А из Чолышмана пишут, что на осмотре катера оказалось, что внутри его никаких исправлений не сделано, весь ремонт состоял только в том, что снаружи он покрашен, что-то сделано по направлению борта. А что внутри не сделано и того что, очевидно, было неисправно, в этом удостоверяет то, что внутри не заделано отверстие, через которое вода поступит к печи и грозит опасностью для котла». Как бы, там ни было развитие водного транспорта, послужило развитию и распространению Православия среди населения прителецкой тайги.
Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война и коллективизация внесли свои коррективы в деятельность Кебезенского миссионерского отделения. По распоряжению представителей районной советской власти и сельских советов, Покровская церковь закрывалась. Церковное здание использовалось под амбулаторное отделение кебезенской больницы. Все здания, принадлежащие миссионерскому отделению, передавались для нужд народного хозяйства.

(из дипломной работы Ивана Геннадьевича Черлоякова, "Православие народов Северного Алтая - результат миссионерской и просветительской деятельности Алтайской Духовной миссии во второй половине XIX - в начале XX вв".)



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 8
Зарегистрирован: 24.09.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.10 13:43. Заголовок: Записки миссионера


Записки Алтайского миссионера, иеромонаха Дометиана, служившего в Кебезенской церкви в 1861-1862 г.

Август, 1861. Услышав о намерении Владыки нашего посетить миссию Урсульского стана, я с о. Акакием отправился в Черно-Ануйский стан для встречи Преосвященного, куда он прибыл 7 дня августа. Расспросив меня о времени и других обстоятельствах моей службы, он приказал мне следовать за собою до села Смоленского. Здесь я рукоположен им был в иеродиакона, а на другой день 10 августа в селе Красном Яру в иеромонаха.
Прослужив несколько времени в Бийске под руководством благочинного о. протоиерея Д. Емельянова, 20 августа я отправился отсюда, и 22-го прибыл в Улалинский стан. Начальник миссии о. Стефан Ландышев передав мне антиминс Кебезенской Покровской церкви, назначил мне служение в Кебезенском стане, в 130 верстах от Улалы. Августа 27 дня, заехав в Чемал и взяв с собою причетника Феодора Миртова, 30 дня я проехав в Урсульский стан и отслужив молебен Божией Матери, начал приготовляться в дальнейший путь.
Сентябрь. 3-го дня по совершении Божественной литургии в Урсульской церкви мы запаслись сухарями и 6-го числа отправились в Кебезень. Сентября 18-го, переправившись через р. Бию в 2-х верстах от этого селения, мы пошли пешком. Добрые Кебезенцы радушно встретили нас.
Я осмотрел церковь и нашел ее в самом жалком состоянии. Пол погнулся, печи угрожали падением, стекла в окнах были выбиты градом, потолок был крайне закопчен, иконостас полотняный был ветх, сосуды оловянные, подсвечники перед местными иконами деревянные, обтянутые коленкором; на престоле и на жертвеннике одежды ветхие и на перемену других нет. Богослужебные книги ветхие, и притом не все, «Октоиха» нет.
За неимением другого помещения, мы поместились в комнатах устроенных в церковном притворе и немедленно принялись за исправление пола, печей и прочего. Слава Богу! Вот мы умазали печи, исправили пол, в иконостасе поставили новые иконы: Спасителя, Божией Матери и святителя Николая, пожертвованные причетником барнаульского купца Морозова Михаилом Савельевым, полок побелили белой глиной и на душе у нас стало как-то повеселее.
Сентября 21-го, в бедном храме наше мы отправили всенощное бдение, а на другой день – Божественную литургию. Народ молился усердно и радовал нас. После обедни я с причетником Миртовым осматривал избушки кебезенцев. В 10-ти из них живут новокрещенные инородцы, в 4-х русские. Всех жителей Кебезеня 66 душ обоих полов: 53 души новокрещенных инородцев, остальные русские. Из инородцев обращенных в христианство начальником миссии о. прот. С. Ландышевым – 28 душ, о. В. Вербицким – 8 душ и о. Иоанном Смольяниновым - 1 душа. Многие из инородцев разбрелись по горам с намерением даже и зимовать там. Пастырскою моею обязанностью было рассеявшихся собрать воедино. При собирании своих во «двор овечий», при Божием благословении, я обрел и иную «овцу» не бывшую от двора сего – по имени Кайбан. Во святом крещении она наречена Мариею.
Октябрь 3-го октября сухари у нас все вышли, а взять их в Черни было негде, поэтому необходимо было ехать в Улалу. И вот мы отправились по грязному снежному пути, и едва на 7-й день трудного путешествия достигли Улалы. (130 верст). Настоятеля нашего мы не застали дома – по обязанности службы он был в Томске. Причетник мой отправился в г. Бийск для покупки потребного к богослужению, а сам я остался в Улале чтобы запастись пищею для дороги и Кебезеня. Между тем октября 16-го дня возвратился о. протоиерей. Октября 19-го мы отправились из Улалы; с чрезвычайными трудностями осеннего путешествия мы испытывали и обыкновенные затруднения в подводах.
Октября 23-го дня благополучно прибыли в Кебезень. Здесь, к прискорбию нашему увидели мы, что труды наши над печами были напрасны: несмотря на нашу подмазку, одна из них разрушилась, а другая близка была к падению. О людях, которые бы могли помочь нашему горю, нечего было и думать. Надобно было самим опять приняться за дело. Едва державшуюся печь умазали и, сколько возможно было, утвердили, а упавшую разломали и выбросили вон. Жить нам было негде. На этот раз пригодилась нам избушка, построенная моими руками еще в 1855 году; тогда Господь не благословил меня пожить в ней; теперь она была очень кстати. Хотя также требовала поправки и очищения: она была раскрыта и превращена кебезенцами в овечий хлев. Вот мы вычистили ее, вымыли, подбелили белой глиною, умазали. Слава Богу, все было готово, и было бы порядочное в сухое время помещение для нас; но так как нынешняя осень была дождливая, то и в моей избушке потекли потоки воды; впрочем мы на это мало обращали внимания, лишь только было бы тепло.
Ноябрь-декабрь. Второго дня в домике новокрещенного инородца Григория Зосимова собрались новокрещенные: я предложил им рассказ из Священной истории. Между ними была одна некрещенная инородка Тоголанчак, которая слушала меня с заметным вниманием. Семя слова Божия пало на ее сердце и принесло добрый плод. Она пожелала сделаться христианкою и попросила меня ввести ее в ограду Церкви Христовой, и 16 ноября с именем Анастасии с радостью приняла святое крещение.
Запас наш опять истощился, и поэтому мы снова должны были отправиться в Улалу, и при неблагоприятной погоде прибыли туда уже на 5-й день. За это путешествие пришлось мне поплатиться десятидневною простудною болезнью, после которой я был в г. Бийске, заезжал и в прежнее местопребывание – Урсул, и декабря 24-го дня к празднику Рождества Христова, возвратившись в Кебезень, отслужил вечерню, а на другой день утреню и Божественную Литургию.
После обеда обошел я домики новокрещенных инородцев, объяснил им праздник Рождества Христа, говоря им о бедственной участи грешных людей, если бы Сын Божий не воплотился, не принял на Себя грехов наших, если бы не благоволил добровольно пострадать и умереть на кресте ради нашего спасения, и убеждал их хранить в сердце веру в Спасителя грешников Господа Иисуса Христа и жить по-христиански.
Январь, 1862 г. Января 1. Новый Год встретил я в Кебезени вместе с начальником миссии протоиереем о. Стефаном Ландышевым; служили благодарное Господу Богу молебствие, по окончании которого бедные кебезенцы предъявили о. Стефану свои нужды: кто просил платков или холста, кто коня, кто корову. Отец протоиерей нужды некоторых удовлетворил, а другим обещал оказать помощь в другое время.
Января 5-го дня. После водоосвящения пошел я окропить святою водою жилища кебезенцев. В одной избушке увидел я некрещенную 70-летнюю татарку Паташ, с которою я в конце прошедшего года беседовал о рождестве Иисуса Христа, теперь я говорил ей, как Сам Господь Иисус Христос крестился, и, освятив для нас крещение, заповедал нам, чтобы мы все крестились во имя Пресвятой Троицы Отца и Сына и Св. Духа, Единого истинного Бога, веровали в Него, Спасителя грешников, и через то получили спасение и жизнь вечную. Паташ молчала, но когда я хотел идти, она остановила меня и сказала: «Я скоро умру, что мне будет?» – «Если не крестишся и не будешь веровать в Христа, то вместе с дьяволом будешь гореть в огне неугасающем вечно мучиться. Веруй в Господа Иисуса Христа и крестись и спасешься». Через день снова навестил я Паташ: она сидела и грелась у огня; после долгих колебаний с ее стороны, наконец, я убедил ее принять святое крещение; преподал ей главные истины веры христианской, научил ее молиться и надел на нее крест. Оглашенная Паташ просила, чтобы я не оставил ее внука-сироту, мальчика Апанака, окрестил его и взял к себе.
8-го дня Паташ приняла святое крешение с именем Хионии. Внук ее Апанак говорил мне: «Крести и меня, я не отстану от бабушки, где она – там пусть буду и я ». Желание его было исполнено: 10-го дня он был крещен и наречен в святом крещении Дометианом.
Февраль - Март. После поездки моей в Улалу и по возвращении в Кебезень пришел ко мне татарик Сокош и просил святого крещения, говоря, что он давно здесь ожидал меня. А спросил его: для чего он желает креститься? Сокош отвечал: «Чтобы знать истинного Бога Иисуса Христа и служить Ему». О земной жизни и чудесах Господа Иисуса Христа, принятии Им на Себя грехов человеческих, о страданиях и смерти Его ради спасения грешников и воскресении Его он слышал от новокрещенных инородцев. Я подтвердил слова их и несколько полнее изложил ему учение веры христианской и научил его кратким молитвам. С этого времени каждый день он ходил ко мне слушать слово Божие и стал готовиться к святому крещению. 12 февраля Сокош принял святое крещение и наречен Иоанном.
Февраля 14-го. Я навестил больного крещенного инородца Григория Энухина, старался утвердить его в безропотном перенесении болезни и преданности святой воле Божией, и читал ему святое Евангелие, которое со вниманием слушал вместе с больным и пришедший к нему татарин по имени Татарка. Когда чтение кончилось, Татарка сказал, что вера христианская несравненно лучше татарской, и просил святого крещения. С величайшей радостью я принял его желание и просьбу, огласил его и велел каждый день ходить ко мне – слушать слово Божие и молиться Единому истинному Богу. По довольном приготовлении Татарка принял святое крещение и наречен Феодором.
Февраля 20-26-го. Кебезенцы приготовились к принятию святых Таинств Тела и Крови Христовой христианским говением и участием в богослужении, которое отправляемо было каждодневно; исповедников и причастников было 27 человек.
Марта 25-го. По возвращении в Кебезень, перед литургией, я объяснил своим кебезенцам праздник Благовещения, а после литургии обошел все юрты, учил детей молиться Богу.
Апрель – Май. Апреля 1-5-го. В неделю Ваий, после литургии, собрались ко мне все новокрешенные инородцы. Им было предложено чтение и беседа о страданиях и смерти Иисуса Христа. Кебезенцы слушали с большим усердием. В следующие дни страстной седмицы все собрались в церковь к общественному богослужению. Причастников было 15 человек.
Апреля 8-го. Весело мы праздновали Пасху Божию спасительную.
Апреля 15-го. Ходя по юртам новокрещенных инородцев для их назидания, в одной из них я встретил некрещенную женщину Тану и склонил ее к принятию св. крещения. Она жила в кочевье, недалеко от Кебезеня и, боясь мщения мужа и родных за принятие христианства, осталась здесь учиться истинам веры христианской и молитвам, приготовляясь к святому крещению, которое (30-го дня) и восприняла с именем Александры. Лишь только об этом узнал муж ее Карын, прискакал в Кебезень бросился на коне в окно дома новокрещенного инородца Ивана Соколова, у которого была к то время жена его, новокрещенная Александра; конь разбив стекло остановился. Карын принужден был войти в избу обыкновенным путем и в бешенстве стал бить плетью хозяина дома, пока не удержали его новокрещенные кебезенцы. Поуспокоившись от гнева, мая 1-го дня Карыш пришел ко мне. Я с кротостью говорил ему, что всякому человеку необходимо должно креститься, чтобы по смерти избавиться вечного мучения и получить Царство Небесное; что он напрасно гневался за жену на то, что она приняла св. кркщение; потому что она сделала дело доброе и спасительное. Карын не только совершенно успокоился, но и сам пожелал креститься. Я преподал ему краткое учение веры христианской, поичил его молиться, надел на него крест и велел ему каждый день ходить для слушания слова Божия и приготовления к принятию св. крещения, что он охотно исполнил.
Июнь – Август. Июня 11-го. По возвращении моем из Улалы и Бийска, где был я по делам службы, Карын со своим сыном и другими уверовавшими инородцами, в числе 4-х человек, просвещены святым крещением.
Июля 14-21-го. Благодарение Господу Богу! Еще 5 человек, уверовавших во Христа, по наставлении их в истинах веры и правилах жизни христианской, приняли святое крещение; между ними был один старец 90 лет.
Августа 6-15-го. Господь посетил меня болезнию. Впрочем, в праздник Преображения Господня и Успения Божией Матери я совершал божественную литургию, хотя с великим трудом, и вечером 15 дня читал акафист Божией Матери. Несмотря на борьбу мою, болезнь победила, я слег в постель. Я очень скорбел о том, что в тяжкой болезни нет со мной никого из братий наших для принятия от меня покаяния. И Господь, не хотящий смерти грешника, но покаяния и жизни его, послал к нам старшего сотрудника Миссии, иеромонаха о. Акакия. Приезду о. Акакия, как бы самим Богом посланного, я так обрадовался, что, по принесении покаяния во грехах своих, получил облегчение и от телесной болезни. Слава и благодарение Господу!
Сентябрь - Октябрь. Сентября 1-го. Кебезенцы мои все разбрелись по Черни для собирания кедровых орехов, а я в это свободное время занялся приготовлением для себя к зиме жилища.
Октября 15-го. Узнав, что во время поездки моей в Улалу и Чемал, соделалась больна новокрещенная инородка Александра, я навестил ее, дал приличное лекарство и советовал ей обратиться сердцем и совершенно предать себя Господу, Единому Врачу душ и телес.
Октября 31-го., она исповедана и приобщена св. Таин Христовых, и вскоре почувствовала облегчение.
Ноябрь. Ноября 9-го. Есть же люди по-видимому умные и ученые, которые отвергают бытие злых духов! Если бы сегодня привелось им посмотреть на видимое, страшное влияние духа тьмы на некрещенную инородку Кереспак, если бы они видили, в каком неистовстве она бегала, кричала и свистала, то без сомнения поверили бы и бытию злых духов, и сильной их власти среди идолопоклонников, неимеющих средств и сил противиться им.
Ноября 13-го. Болезнь новокрещенной Александры снова усилилась и приблизила ее к смерти. После исповеди и приобщения Таин Тела и Крови Христовой она тихо скончалась. Приготовить должное к погребению новопреставленной не нашлось никого, потому что инородцы боятся покойников и не приближаются к ним. Вдвоем с обруселым инородцем Григорием Суртаевым мы сами сделали гроб, вырыли могилу и по христианскому обряду предали земле тело новопреставленной рабы Божией.
Ноября 22-го. Собрали мы 7 мальчиков, инородческих детей, призвали в помощь Господа Бога обычным молебствием перед начатием учения и начали дело обучения их вместе с церковнослужителем Василием Казанским.
Декабрь. Декабря 7-го. На возвратном пути из Бийска, где я был по церковной надобности, в селе Паспаул собрал инородцев, учил их молиться, предлагал им рассказы из Священной Истории, некрещенных убеждал бросить тьму пагубного языческого суеверия, уверовав в истинного Бога и вступить в общество чад Божиих во Христе Иисусе. Слава Богу! Голос мой был гласом вопиющего в пустыне. Трое из идолопоклонников приняли сердцем слово Евангелия и изъявили желание креститься.
Декабря 11-го.Некрещенные, без сомнения, побуждаемые духом тьмы и злобы, сильно вооружаются против принявших христианство и преследуют их ненавистью. Так сегодня озлобленная мать-язычница схватила за волосы новообратившуюся в христианство дочь свою и таскала ее по улице с такими зверским ожесточением, что с трудом могли освободить несчастную из рук ее. У другой новообращенной женщины, в отмщение за принятие ею христианства, некрещенные татары сожгли юрту со всем ее имуществом. Бедственное и несчастное состояние этой доброй новообращенной христианки дает ей право на внимание и пособие благотворителей.
Декабря 16-го. Пробыв несколько дней в Паспауле для проповеди евангельской, я благополучно возвратился в стан свой.
В течение 1862 года крещено мною из идолопоклонников 20 человек, не считая детей, родившихся от новокрещенных родителей.

Из журнала «Странник».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 20
Зарегистрирован: 24.09.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.10.10 20:50. Заголовок: Турочакский миссионерский стан


Турочакский миссионерский стан

Основание села Турочак в 1864г. связано с деятельностью Алтайской Духовной миссией. Турочак с алтайского языка переводится, как домик или избушка. Миссионерский домик стоял неподалеку от реки Бии, на возвышенном берегу среди величавых сосен, и первоначально в нем жили лесник и опекавший миссионерский стан священник-миссионер. Постепенно это место стало осваиваться, теми, кто промышлял сбором живицы (смола пихты), кедровыми орехами, бортничеством, охотой и рыболовством. Алтайцы тогда селились отдельным поселением на берегу Бии - Затоне, а район близ церкви называли Миссией. Так и говорили друг другу пойдем в Миссию. Постепенно два поселения соединились73. К началу XX века в Турочаке уже было около 40 дворов с населением в 281 человек.
Церковь в селе Турочак построена на средства прихожан, среди них значительно преуспел крестьянин Казанцев в 1901г. Освящена священническим освящением по распоряжению начальника Алтайской Духовной миссии епископа Бийского Макария. Деревянное здание церкви с одной колокольней, «крестового» типа. Престол один, во имя Николая Мирликийского чудотворца. Внутреннее убранство составляло: иконостас, храмовые иконы, одно паникадило и праздничный подсвечник. Из алтарного убранства согласно клировым записям, имелось: два священнических облачения, два потира со всеми принадлежностями, одно напрестольное Евангелие и один напрестольный крест.
При храме в двухэтажном здании, принадлежащем миссии, размещалась просфорная, трапезная, квартира священника и миссионерская школа.
Свято-Никольская церковь была приписана к Покровскому храму Кебезенского миссионерского отделения. Соответственно службы проводились приезжавшим священником миссионером.
В начале 20-го века церковью заведовал миссионер Кебезенского отделения священник Илья Львович Седаков – сын заштатного псаломщика, Тобольской епархии. В 1905г. окончил Тобольскую духовную семинарию, а 14 ноября сего же года рукоположен во священника церкви Покрова Божьей Матери и назначен на штатную вакансию священника-миссионера Кебезенского отделения, Алтайской миссии. Куда безотлагательно и прибыл вместе с семьей: женой Марией Михайловной и дочерью Августой. Мария Михайловна считалась образованной женщиной своего времени, окончившая Бийскую женскую прогимназию.
В среднем за год о. Илья обращал в христианство из алтайцев до 20 человек. Интересно, что при крещении миссионеры давали новую одежду обращенным в знак очищения души и рождения в новую жизнь со Христом. К сожалению, некоторые представители, так называемой передовой общественной мысли, того и нашего времени с злорадством усматривали в этом подкуп новокрещенных алтайцев.
Отец Илья старался приезжать на все великие праздники. В среднем за год в Никольской церкви совершалось до 10-ти литургий, пока в 20-х годах из г. Ленинграда в с. Тондошку на постоянное место жительства не переехал о. Захарий (Лебедев) и со временем службы проводились постоянно.
По великим праздникам к храму стекалось все село: и православные, и некрещеные. Пасху, Троицу и «Николин» день очень любили праздновать и особо их почитали. На Пасху всем желающим три дня разрешалось звонить во все колокола. От желающих потрезвонить не было отбоя. Особенно отовсюду сбегалась детвора, толпилась около колокольни и с нетерпением, ожидала своей очереди. «Большой колокол было слышно на всю округу, он был звучный, и от неожиданного его удара можно было вздрогнуть, если зазеваешься по сторонам», - вспоминает Иван Иванович Казанцев про свои детские впечатления. В честь великих праздников совершались крестные ходы, с заходом в дома прихожан, для совершения обряда христослава и чествования Божиих угодников, а так же, крестные ходы совершались и в ближайшие к Турочаку селения – в заимки по рекам Лебедь и Байгол, в села: Сретенку, Костинку, Ивановку, Гурьяновку и другие. Общее число дворов в них составляло около 150 с населением более 1000 человек.
Достаточная численность прихожан, позволяла иметь церковного старосту. Первым старостой Никольской церкви был утвержден 42-летний неграмотный крестьянин Енисейской волости Уар Иванович Полосухин. На этой должности его сменил Иван Петрович Котелев. Он же пономарил и сторожил в храме, ухаживал за цветами в палисаднике, приводил в порядок могилки, что были при храме. Возможно, среди этих захоронений была и могила первого миссионера, с чьим именем связано появление Турочака. Палисадник находился между храмом и двухэтажным миссионерским домом. Анастасия Михайловна Инерекова вспоминает: «В палисаднике около церкви росли черемуха и кедры больших размеров. Когда мы были детьми, то остерегались сбивать шишки или рвать ягоды – боялись этим обидеть Бога, а если кто и срывал – тут же, просил прощения».
В двухэтажном миссионерском доме размещались квартира священника, просфорная и школа. Турочакская миссионерская школа, открытая в 1896г., располагалась на первом этаже и содержалась на средства миссии. Преподавание предметов велось на русском и алтайском языках. В среднем ней обучалось до 20 учащихся, так в 1905-1906 учебном году в школе обучалось 10 мальчиков и 8 девочек. Практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, а так же, совместное обучение русских и алтайских детей. Кроме миссионерской библиотеки в школе при содействии миссионерского отделения организована своя собственная школьная библиотека. Книжный фонд данной библиотеки, составлял до 85 томов. Единственная школа с попечительским советом.
Известны имена первых учителей Турочакской миссионерской школы – Мария Порфирьевна Введенская и Павел Михайлович Кочеев. Павел Михайлович, сын инородца, обучавшийся в Алтайском Катехизаторском училище. По прошению от 28 сентября 1900г. назначен учителем в Чемальское отделение миссии, где не проработал и года, по распоряжению начальника миссии переведен учителем в Кебезенское отделение. В 1905г. переведен в село Ташту Таштинского отделения, а в 1906г. начальником миссии определен учителем в село Турочак, Кебезенского отделения. Куда поселяется вместе с женой Марией Алексеевной.
Начало 1910г. запомнилось прихожанам всего правобережья Бии, пастырским посещением архиепископа Иннокентия (Соколова). Несколько слов о его биографии. В миру Константин Павлович Соколов. Родился 13 февраля 1846г. в Московской губернии, сын священника. Поступил на службу в Алтайскую Духовную миссию 16 сентября 1871г., рукоположен во священника 8 сентября 1873г. Около тридцати лет прослужил миссионером в Онгудайском (Урсульском) стане. 9 февраля 1902г. был пострижен в монашество, в том же году возведен в сан архимандрита. Назначен начальником Алтайской Духовной миссии с возведением в сан епископа 3 апреля 1905г. С 1919г. архиепископ. Служил в Алтайской Духовной миссии до 1923г. Подвергался преследованиям советских властей. В постановлении на арест было сказано, что дальнейшее пребывание Соколова на территории Бийского уезда может привести к серьезным политическим осложнениям, поскольку последний пользуется громадным авторитетом у местного населения. В Москве, куда был этапирован архиепископ Иннокентий, от наказания он был освобожден по старости. Скончался 14 августа 1937г. на станции Немчиновка в Подмосковье.
В годы Гражданской войны все правобережье Бии наводнили «красные» и «белые» банды, так в народе называли все вооруженные отряды, в зависимости от того под каким лозунгом они их грабили. Примечательно, что в этих бандах принимали активное участие определенные слои местного населения, независимо от национальной принадлежности. Имя священника Никольской церкви, казненного распоясавшимися бойцами одной из «красных» банд народная память не сохранила. Казнь была совершена на скальном выступе горы Турочакской. Привязав священника к саням, его спустили по крутому скалистому склону. К сожалению, в годы советской власти, некоторая часть населения, это событие воспринимала, как нечто веселое и забавное.
Приблизительно с 1922-27гг. последний, кто из священников совершал богослужения в Никольском храме – о. Захарий (Лебедев), репрессированный по линии НКВД, как и церковный староста И.П. Котелев. В 1928г. Никольскую церковь закрыли по распоряжению представителей районной Советской власти.
В 30-х годах прошлого века церковное здание первоначально использовалось под клуб и типографию для районной газеты «Коммунист».
В 50 – 60 гг., как мастерская для Турочакской средней школы. Те, кто в ней учился, вспоминают, что учитель труда в алтаре хранил инструменты, девочек к инструментам не допускал, если, что нужно сам сходит и принесет. Учащиеся из воспоминаний старожилов знали, что это здание бывшей церкви. Наслушавшись рассказов о несметных церковных сокровищах спрятанных «темными» и несознательными прихожанами, которые не успели конфисковать комсомольские активисты. Новоявленные кладоискатели безуспешно пытались искать «поповское» золото, для чего проникали в подвал бывшей церкви. Золота, конечно же, не нашли, но зато обнаружили старые литеры с газеты «Коммунист». Чему были несказанно рады.
В двухэтажном миссионерском здании, где располагалась миссионерская школа и квартира священника, размещался дом пионеров.
После разрушения храма, бревна пошли на постройку здания, которое долгое время служило складом. Районный сельский совет пытался несколько раз заселить это здание, но люди не могли здесь жить, ссылаясь на странные звуки: посреди ночи в доме слышалось церковное пение…, такое предание бытует среди жителей села Турочак.

(из дипломной работы Ивана Геннадьевича Черлоякова, "Православие народов Северного Алтая - результат миссионерской и просветительской деятельности Алтайской Духовной миссии во второй половине XIX - в начале XX вв".)





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
модератор форума


Сообщение: 30
Зарегистрирован: 01.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.10.10 21:45. Заголовок: :sm36: ..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 20
Зарегистрирован: 15.07.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.10 12:42. Заголовок: !!!!!!!!!


Виталий ты совершил хорошее дело!!!!!!!!!!!! глянь уже более сотни чиателей!!!!!!!!!!! скопировал себе в ворд, чиаю перечитываю!!!!!!!! здорово! нам кто живет далеко, твои посты в радость!!!!!!!! спасиба!!!!!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 34
Зарегистрирован: 24.09.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.10 22:54. Заголовок: Ыныргинский и Тондошенский миссионерские станы.


Ыныргинский миссионерский стан.

Миссионерский храм в с. Ынырга во имя Казанской иконы Божьей Матери построен в 1869г. старанием товарищества торгового дома Петрова и Михайлова. Здание церкви деревянное с одной колокольней. Престол один. Убранство и утварь церкви: одно священническое облачение, одно напрестольное Евангелие, один напрестольный крест, и один потир. Со всеми принадлежностями.
Заведует миссионер Кебезенского отделения, священник Покровской церкви. Отсутствовали: церковная земля, священнический дом и здания, принадлежащие церкви.
О приобщении тубаларов к христианству и русскому крестьянскому быту, свидетельствует Михаил Чевалков: «…отправились к крещенным инородцам, живущим в селении Ынырга. Когда я хотел войти в дома новокрещенных, то нашел их пустыми, ибо новокрещенные не живут в избах, выстроенных им миссионерами, а устроили себе берестяные юрты, где и живут сидя около огня, разведенного посередине. Я спросил: «Отчего это выне живете в домах, а сидите в таком дыму и портите себе глаза?» Они ответили: «Мы не умеем жить в русских избах, и устраивать внутри их по-русски не умеем; для нас лучше эти берестяные юрты, где можно и покурить, и талкан изготовить».
Я сказал: «Пашете ли вы землю, как русские?». Они ответили: «Мы сеем хлеб, возделывая мягкую землю «абылами» (мотыгами), а некоторые работают у русских за то, чтобы они им немножко посеяли хлеба». Я сказал» «Почему вы сами не устраиваеете сох и не пашете?» Они ответили: «Не умеем, потому что не научены этому». Я сказал: «Вы ленитесь учиться, если бы вы пахали землю как русские, то на хлебе не впали бы в долги». Они ответили: «Хорошо было бы, если бы могли устроить русскую соху и пахать землю. Правда и то, что мы ленимся». Я сказал: «Вы хлеба много не сеете, русскую работу не работаете, откуда же вы находите подать для царя и хлеб для себя?» Они ответили: «Когда наступает лето, мы приготовляем сено для скота; когда бывает урожай ореха, мы собираем орехи; когда приходит осень, мы занимаемся звериным промыслом»81. Данные свидетельства верны для середины XIX века. В 1894 году Макарий Невский отмечал, что пустых домов в Ынырге нет.
Имелась в Ынырге и школа. Ыныргинская школа открыта в 1870г., помещалась в сельском общественном доме, содержалась на средства миссии. В 1905-06 учебном году в ней обучалось 15 мальчиков и 12 девочек. В школьной библиотеке – книжный фонд составлял 100 томов.
Учитель Ыныргинской школы Феофан Антонович Логинов сын Барнаульского мещанина, обучался в церковно-приходской школе. Согласно прошению назначен учителем в село Ыныргу, кебезенского отделения миссии, куда и прибыл с женой Евдокией Александровной и сыном Владимиром в1906году.
Церковный староста Ыныргинской Казанской церкви, инородец Быстрянской волости Василий Дмитриевич Сафронов, неграмотный. Утвержден на первое трехлетие 15 июля 1905г.
Ыныргинский миссионерский стан просуществовал до 1930 года, но уже в качестве сельского прихода. В то время священником служил Ефим Иванович Сафронов. В год закрытия был арестован по линии НКВД. Храм закрыли и превратили в Дом Культуры, а в 1931 году он сгорел.
Таким образом, Кебезенское миссионерское отделение есть результат деятельности Алтайской Духовной миссии. В отличии сельских приходов, миссионерскому отделению уделялось больше внимания: по строительству храмов и молитвенных домов, школ и библиотек. Так школы в Тондошке, Дмитриевке, Озеро-Куреево и др. возникли в 20-е гг. XX века.


Тондошенский Ильинский приход.

Село Тондошка самое старейшее в Турочакском районе, основанное в 1726г. Село состояло, как бы из двух сел: Верхняя и Нижняя Тондошка. Верхняя Тондошка заселена русскими переселенцами в конце XIX - начале XX вв. В начале XX века в селе проживало 284 человека с 57 дворами84.
По воспоминаниям старожилов первый старый храм или часовня уже был построен в Нижней Тондошке двумя православными монахами. Второй храм во имя Ильи Пророка был построен и освящен в Верхней Тондошке в 1914г85. Первый храм от ветхости разобрали. Храм во имя Ильи Пророка освящен священническим освящением по благословению начальника миссии епископа Иннокентия.
«Крестовое» здание церкви деревянное с одной колокольней. Отведенная территория храму огорожена. Во внутреннем убранстве имелся иконостас и храмовые иконы, а из утвари: один потир, напрестольные Евангелие и крест, праздничный подсвечник и одно паникадило, а так же одно священническое облачение.
В связи с усилением переселенческого движения возникают сельские приходы преимущественно с русским населением, такие, как Дмитрия Солунского в Дмитриевке, приход в Озеро-Куреево, Сретинский в Стретинке.
Второе августа – престольный праздник Ильинского прихода села Тондошка. Этот день особенно почитался прихожанами. Ни в коем случае нельзя было ходить на покос, какие бы сроки не поджимали с сенокосом, считалось, что заготовленное сено в этот день сгниет или сметанный стог сгорит, а если человек будет косить траву, то подвергается опасности погибнуть от удара молнии. Кроме Ильина дня почитали Сретенье Господне. Этот праздник являлся съезжим в с. Тондошка, так как для его чествования из близлежащих сел и заимок: Петреса, Тагазы, Айрыка и других прибывали красочные тройки. На дуги одевали колокольца, бубенцы и шуркунцы. Гривы лошадей переплетались яркими разноцветными лентами. Доставалась сбруя, изготовленная лучшими шорниками. Тройка лошадей запрягалась в кошевку, убранную мехами, росписью и чеканкой. Устраивались игры, угощения, сопровождавшиеся веселыми песнями, а так же посещением по случаю праздника родственников, знакомых и друзей.
Неизвестно имя первого священника Ильинского храма, или он был из Кебезенского миссионерского отделения Алтайской Духовной миссии, или назначен Томской епархией.
Церковные старосты утверждались на первые трехлетия. Так с 1914г. церковным старостой Ильинской церкви утвержден из переселенцев Мошкарев Степан.
Храм построен стараниями прихожан и русского купца Григория Русина. Его внешность описывают, как человека высокого роста, русоволосого и полного телосложения. Очень выдержанного, рабочие от него никогда не слышали грубых слов. Почему-то местное население именовало его помещиком. Семья Русиных прибыла из Тобольска. Родом они из богатой казачьей семьи. Вышли из казачьего сословия, для занятия торговлей. Активно нанимал местное население на работу. Так, семья Киселевых, проработав у него 8 лет, получили большой крестовый дом, он помог им построить амбары, сараи и другие надворные постройки и отдал кожевню. К началу 20 века дела у него шли в «гору». От алтайцев принимал: кожи, шерсть, пушнину, рыбу, кедровый орех и мед. Очередь к концу сезона из сдающих выстраивалась до 200 метров. Основная усадьба находилась в городе Бийске, а в Нижней Тондошке разводил маралов – до 200 голов. Территория маральника была огорожена высоким заплотом из бревен, которая охватывала весь Малый Салоп. Постоянным представителем от Русина в Нижней Тондошке являлся Абабков. Женатый на его дочери. Вместе с ними проживала и мать Григория Русина. В Нижней Тондошке же, у подножия Малого Салопа, семейное кладбище Русиных.
В 1922 году из Ленинграда в Тондошку к сыну приезжает о. Захарий Лебедев на постоянное место жительства. Прихожане отмечали его высоко образованность и интелегентность. Для старожилов, тогда еще детей, он запомнился своим отношением к ним. Так, когда исповедывал, то собирал их всех вместе, накрывал епитрахилью и читал над ними покаянную молитву. Частыми были духовные беседы и угощения. Отец Захарий окормлял и Никольский приход в с. Турочак. В общем, в Ильинском и Никольском приходах прослужил несколько лет, до самого их закрытия в 1928г.
Сын о. Захария – Николай Захарьевич. Окончил духовную семинарию, но по стопам отца не пошел. Работал в только, что открывшейся в 1923г. Тондошенской начальной школе.
В годы гражданской войны и коллективизации прихожане Ильинского храма переживают трудные и неспокойные времена. Еще до вышеназванных событий, отношение к церкви в целом со стороны общества меняется в худшую сторону, что связанно с падением нравственности и равнодушием к православию. Оно выражалось в формальном исполнении традиций и законов церкви. Сильное развитие и распространение получило занятие оккультизмом: гадание, вызывание духов, спиритизм и т. д. В результате чего, как вспоминают старожилы, жизнь в селах становилась невыносимой, особенно по реке Лебедь и ее притокам. У русских переселенцев, наблюдались случаи обращения за помощью, как к шаманам, так и к православным старцам. Бытовало мнение, что: «Бог один, а вер много».
Так один из сельчан по имени Степан, если ему надоедала праздная, веселая жизнь, подряжался отвести священника, где в пути избивал его кнутом. За это получал шесть месяцев тюремного заключения. При этом часто любил произносить: «Кому тюрьма, а кому горница родна».
Григорий Русин покинул село, и ушел в прителецкую тайгу, к алтайцам, с которыми вместе занимался промыслами. Занимаясь торговлей, посещал различные села и города: Бийск, Барнаул и Новониколаевск, из собственных наблюдений за изменениями, происходящими в поведении людей и общества в целом, пришел к выводу о приближении смутных времен. Покидая свою усадьбу, он наказал своему управляющему Белову, чтобы роздал людям все и тоже уходил. Но Белов со своим помощником то ли из жадности, то ли не поверили в приближение перемен грозящих деловым людям, остались хозяйствовать.
К 1920г. красные отряды (в народе их именовали «красные» и «белые» банды), занявшие село, конфисковали русинскую усадьбу, а Белова и его помощника арестовали. Они были расстреляны недалеко от усадьбы. При этом копать могилы для них, их же и заставили.
В 1922 г. Григорий Русин скончался, и алтайцы тайно по Бии сплавили его тело, похоронив на семейном кладбище. В этом же году в его усадьбе тайно остановились «белые» численностью до 170 человек, под командованием Кобарги. Белые отступали после боев, не представляли серьезной угрозы и могли уйти без боя, но рабочий кожевни предупредил об этом штаб «красных», располагавшийся в Верхней Тондошке. В результате противостояния, Тондошка переходила несколько раз из «рук в руки». Покинуть дома, чтобы управиться по хозяйству из-за рикошета пуль, не представлялось возможным. Население пряталось в погребах, от разрывов гранат в домах раскачивались зыбки. «Белые» отступили, переправившись через Бию. Вместе с ними ушли и часть жителей принявших их сторону. В братской могиле Верхней Тондошки покоятся тела погибших до семидесяти человек.
Во время этих событий, Краснощеков Семен убил своего брата Александра, принявшего сторону «белых». Он же, возвращаясь из Турочака после очередного загула и разбоя, проходил через, Санькино, узнав, что в нем живет на покое, больной священник Акпыжаев, ввалился к нему в дом с намерением расправы:
- Ты поп?
- Да, я.
- Пришел тебя убивать.
- Ну, убивай, - ответил священник.
- А в Бога – то, ты веришь? - спросил Семен.
- Да, верю.
Тогда, вставив ствол винтовки ему в рот, выстрелил. Краснощеков Семен сгинул, пьянствуя и скитаясь по Турочакскому району.
С началом коллективизации в 1928г. Ильинский храм закрыли. Его закрытием и ликвидацией руководил председатель Тондошенского сельского совета Воробьев Иван. Прихожане, узнав на последней литургии о закрытии храма, пытались тайно выносить иконы и другую церковную утварь. Верующим не все удалось спасти. Вечером комсомольские активисты из икон и церковной утвари устроили костры с народными гуляниями. Председатель сельского совета лично топтал иконы и бросал их в огонь. При этом погромщики храма злорадно выкрикивали к собравшимся прихожанам: «Где Бог ваш? Что же он нас не наказывает?». Среди прихожан пришедших усовестить, находилась Клевакина Мария Васильевна. Проживавшая, рядом с храмом и часто его посещавшая. Она упросила комсомольцев отдать ей церковный крест, удивительно, но его отдали. И когда она умерла, то этот крест установили ей на могилу. Так этот крест сохранился до наших дней. Выполнен из хорошей сосновой древесины, с соблюдением всех пропорций. Снаружи обит медью с позолотой.
В здании церкви колхозное правление поместило телятник и кормовые склады, пока это здание в 1933г. не сгорело. А так же распахали часть сельского кладбища, по которому проложили полевую дорогу. По преданию верующих, на месте разрушенного храма часто слышалось печальное церковное пение и одинокий звон колокола.
Воробьев Иван не смог жить в селе из-за порушенной церкви. Люди выражали ему свое недовольство. Иван перебрался в Артыбаш.
Однажды его знакомые, приехавшие из Тондошки в гости, обратили внимание на перемены связанные с его мировоззрением. Угол от пола до потолка был полностью уставлен иконами, а за стол Иван без сотворения молитвы не садился. Когда спросили у него о такой перемене, то он рассказал следующее: «Со мной произошел случай, который изменил меня полностью. Я умер, и моя душа оказалась в очень красивом и большом селе. Отовсюду неслось дивное и прекрасное ничем непередаваемое пение, а кто поет не видно. В центре села возвышается огромный золотой крест. Я услышал голос, как бы сверху надо мной, говоривший мне, чтобы я провел жизнь в покаянии, за то, что я сделал, и другим говорил, чтобы каялись и молили о прощении своих грехов и что я проживу недолго. Очнулся я в гробу на выносе. Меня, конечно же, все бросили и разбежались от страха». Воробьев Иван прожил после этого недолго, всего несколько лет, но жизнь свою изменил коренным образом.
С закрытием храма, о. Захарий, дабы не навредить своему сыну, уезжает на новое место жительства, что не спасло его от репрессий 30-х годов.
Николай Захарьевич, как сын «врага народа» был репрессирован по линии НКВД и приговорен в г. Ойрот – Туре к расстрелу с другими осужденными. Приговор привели в исполнение, в Партизанском логу г. Ойрот – Туры.


(из дипломной работы Ивана Геннадьевича Черлоякова, "Православие народов Северного Алтая - результат миссионерской и просветительской деятельности Алтайской Духовной миссии во второй половине XIX - в начале XX вв".)




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 42
Зарегистрирован: 24.09.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.10 22:38. Заголовок: Кебезенский стан (дополнение)


Кебезенский стан

Церковь деревянная, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, однопрестольная; построена в 1882 г.
Состав служащих: священник и псаломщик. Крещёных инородцев - 1807 об.п., некрещёных 1348 об.п., русских 552 об.п., жалованье от Миссии 740 руб.
Хлебною ругою от прихожан причт не пользуется. Расстоянием от Томска 723 вер., от Бийска 210 вер.
Школы: 2 школы,- помещаются в собственных зданиях, в 1898 году, обучалось в них 44 мальч. И 16 дев., учителями состоят окончившие курс в Катихизаторском училище, а законоучителем Миссионер, жалованье получают из средств Миссии.
Благотворительные учреждения: Приходское попечительство открыто в 1891 г., в 1898 году с остаточными было 399 р.59 к., израсходовано 384 р.28 к., осталось 15 р. 31 к.
Миссионер священник Макарий Павлович Торопов, 29 лет, окончил курс в Томской Духовной Семинарии по 1-му разряду в 1891 году, рукоположен во священника 1891 г. Августа 13, на службе в Миссии с 1891 года, имеет награды: набедренник, скуфью и орден св. Анны 3-й ст., последнюю награду получил 3 февр. 1899 г.
И. д. псаломщика Филипп Захарович Тюмаков, 42 л., обучался в Миссионерском училище, на службе в Миссии с 1878 года.


Источник: Справочная книга по Томской Епархии за 1898 99 год. Томск. Типография епархиального братства, 1900 г., стр.64-66.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет